Импрессионистические картины Глущенко в Чернигове – КОРЮКІВКА СЬОГОДНІ

Импрессионистические картины Глущенко в Чернигове

9 декабря в 15-00 в Черниговском областном художественном музее имени Григория Галагана по случаю 115-летия со дня рождения народного художника Украины, лауреата Государственной премии им.Т.Г.Шевченко Николая Глущенко состоялось открытие выставки “Николай Глущенко”. Метаморфозы живописи», пишет ЧЕРНІГІВ со ссылкой на Art news.

Выдающимся явлением в истории мирового изобразительного искусства последней трети ХІХ – начале ХХ века стал импрессионизм. Он завершил начатую Ренессансом реалистическую традицию и открыл эпоху модернизма с безудержными новациями, переосмыслением основ живописи и самих измерений художественного произведения.

Ярким представителем этого течения был Николай Глущенко (1901-1977), народный художник Украины и СССР, лауреат Государственной премии Украины им. Т.Г. Шевченко. Он выбрал любимым жанром пейзаж, на чем акцентировали внимание исследователи современного искусства. Сам мастер кисти неоднократно отмечал, что постоянный контакт с природой помогал ему сохранить энергию творчества, искренне и непосредственно воспринимать вечно прекрасные, поэтические, вдохновляющие образы. Николай Петрович старался передать в пейзажных произведениях собственные чувства, настроение удовлетворить эстетические потребности. Однако излишне ограничивать, искусственно упрощать масштабность и значимость творчества художника, ведь в нем присутствуют и портреты, натюрморты, жанровые сцены.

Становление Николая Глущенко как творческой личности произошло в первой трети ХХ века за рубежом. В Германии, в частных студиях живописца и графика Ганса Балушека, затем – у профессора Артура Кампфа и Берлинской высшей школе изобразительных искусств в Шарлоттенбурге (мастерская Эриха Вольфсфельда) он получил профессиональное художественное образование. Увлекаясь живописью Рубенса и Менцеля, классическим рисунком мастеров европейского Ренессанса – Альбрехта Дюрера, Ганса Гольбейна, Луки Кранаха, Николай Петрович искал собственную пластическую язык. А искусство известных экспрессионистов Георга Гросса и Отто Дикса значительно повлияло на графическую основу его работ.

Своеобразная образно-пластическая манера Николая Глущенко является итогом роста незаурядной одаренности на образцах европейского, прежде всего французского, живописи конца ХІХ – начала ХХ веков. Париж с его разнообразными художественными школами, течениями и направлениями сыграл большую роль в творческой жизни художника. Под влиянием импрессионистов Клода Моне, Анри Матисса, постимпрессионистов Поля Сезана и члена группы «Наби» Пьера Боннара постепенно сложился оригинальный «глущенківський» колорит.

Николай Петрович уделял должное внимание графике, рисунке, ілюструванню книг Николая Гоголя «Мертвые души» и Михаила Коцюбинского «Fata morgana». Французское издательство «Кузен Понс» выпустило альбом литографий художника под названием «12 ню», которым было учреждено серию о выдающихся художников «Избранное».
Свидетельством таланта Николая Глущенко стали монографии Анри Пулея, Святослава Гординского и Павла Ковжуна, вышедшие в 1930-х годах, многочисленные газетные и журнальные статьи в мировой прессе. Ведущие художественные галереи Европы и США представили довоенное наследие художника.

В 1940-х – начале 1950-х годов он создавал портреты, сюжетно-тематические полотна и пейзажи, в которых перешел от этюда до картины, изменил любимый прием письма «за один сеанс». Николай Петрович подолгу работал над каждым произведением, тщательно прорабатывал детали, использовал мелкий мазок и сдержанную цветовую гамму. Именно такие черты присущи полотну «Морозный туман» (1947). Полна тишины, душевного умиротворения, скованная морозом природа, словно отражает внутреннее состояние мастера кисти. Большинство работ тех лет не соответствовали имиджу художника, который должен был считаться с требованиями господствующего на то время направления в искусстве – соцреализма.

Николай Петрович много путешествовал по украине. Он восхищался ее безграничными просторами, живописными пейзажами, пытался сохранить хотя бы в пейзажной живописи, который считал политически незаангажированным, свою независимость. Так, художник нашел в произведении «Днепровская даль» (1957) наиболее убедительные и выразительные формы для воплощением собственного замысла.

Писатель Савва Голованивский назвал «Путем к самому себе» период «хрущевской оттепели» (конец 1950-х – начало 1960-х годов), когда Николай Глущенко лишился идеологического давления, дал полную волю своему художественному темпераметру. Совершенствуя мастерство, художник снова стал использовать присущие ему с парижских времен контрастные краски, декоративные средства, новые цветовые сочетания. Образцом этого являются пейзажи «Возле Владимирской горки», «Черниговская даль» (ХХ века), «Старый осокорь» (1960), в которых передано чистыми красками, пастозными мазками разнообразие интонаций и нюансов природы.
Средствами живописи мастер кисти решал не только проблемы пейзажного жанра, но и стремился раскрыть темы женской красоты, поэзии любви, человеческих чувств. Смело, легко, раскованно с применением широкого арсенала образно-пластических приемов был написан произведение «Девушка в гостиной» (ХХ века).

Оригинальным композиционным строем, сочной, мажорной цветовой гаммой, виртуозной широтой письма отмечается натюрморт «Осенние цветы» (1965). Его составные элементы образуют целостность содержания за счет тщательно подобранной светоносной и гармоничной колористики.

IMG_7045_resized

Значительную часть художественного наследия художника составляют его впечатления от путешествий по миру. Среди них произведение «Площадь Согласия (Фонтан ночью)» (ХХ века), что дает возможность погрузиться в таинственную приманку ночной жизни французского города. Николая Глущенко сравнивали с Константином Коровиным за любовь к Парижу и умение передать вместе с эмоциональным состоянием ощутимую материальность предметов.

Последнее десятилетие творчества Николая Петровича считается высшей ступенью расцвета его таланта. Непохожий ни на одного из советских художников, он чутко относился к различным воздействиям, имел собственный подход к заимствованиям. Так, под впечатлением от многих работ Пьера Боннара в жанре «ню» появилась картина «У зеркала» (1971). И хотя в определенных официальных кругах подобные произведения воспринимались как нечто неприличное, автор решался показывать их на выставках.

Экспонируемые на выставке ретроспективные произведения известного представителя европейского и украинского живописи является ценным достоянием фондового собрания Черниговского областного художественного музея имени Григория Галагана. Сквозь призму веков они побуждают пережить определенные эмоции от своеобразного авторского видения окружающего мира.

КОМЕНТУВАТИ


*